|
МАКЛ ЮЕН Маршалл
(1911-1980) — канадский философ, специалист по средствам массовой информации, один из самых оригинальных «культовых» мыслителей XX века.
Маршал Макл-Юен учился в Манитобе, Кембридже, преподавал в университете Висконсина, ряде католических школ, был советником Ватикана по общественным коммуникациям. Основные работы: «Механическая невеста: фольклор индустриального человека» (о влиянии рекламы на общество и культуру), 1951; «Галактика Гутенберга: формирование типографического человека» (как книгопечатание превратило человека «действующего» в «думающего»), 1962; «The Medium is the Massage» (интерпретация его же фразы, 1958, «массовая информация есть послание», т.е. не средство общения, а самостоятельное содержание, подчеркивающей силу последствий развития СМИ для культуры), 1967; «Город как классная комната», 1977; «Мировая деревня», 1989, посмертно.
Яркие, парадоксальные, почти непереводимые формулировки книг Маршала Макл-Юена с разных сторон анализируют динамику культуры человека и человечества за последние 500 лет, говорят о коренных изменениях его психики, жизненной ориентации, интеллектуальных особенностей коллективного образа жизни в связи с развитием науки и материально-технического окружения. Основной их тезис — появление новых визуальных технологий массовой информации кардинально меняет общественное сознание. Вот некоторые его высказывания:
... человечество охвачено смятением: оно пытается найти цели в мире, который движется так быстро, что любая цель остается в фокусе не дольше 10 секунд;
... книгопечатание сделало «племенного» человека индивидуальным, превратило социум в агломерацию индивидуумов; электроника (видеотехнологии) снова создает «единое племя» из человеческого семейства;
... схоластика (устный диспут) прекратилась с книгой, которая сделала личную память недостаточной; электроника сделала ее ненужной: грамотное и «визуальное» общество низвергается в интенсивно интегрированную электронную культурную среду, глубоко «устную» и «племенную»;
... кончилась монархия печатного слова, ее власть узурпировала олигархия массовой визуальной информации; истории больше нет — media сделали все одинаково существующим, движение от цели к цели оказалось ненужным;
... мы живем в «зеркале заднего вида», осознавая только то, что уже «проехали», не успевая подумать, что ждет впереди;
... принимая нынешние технологии, мы служим вещам, делая из них маленькие божества, большинство смотрит рекламу, чтобы удостовериться, что не ошиблись при покупке; реклама сегодня и есть новости, но всегда хорошие, тогда как реальная жизнь — новости плохие, лишь оттеняющие рекламу — «запрограммированную гармонию ручной работы»;
... сегодня — только художник — личность, так как его «антенны» воспринимают все раньше, чем у других; думают, что он опережает время, тогда как он единственный, кто живет настоящим;
... только художник способен сделать шаг в сторону от любой технологии; награждать художника признанием значит игнорировать его прогноз, предотвращать его своевременное использование.
Высказывания Маршала Макл-Юена в целом довольно печальны и почти буквально отвечают многим положениям современной теории дизайна. Особенно важны для дизайнеров его суждения о господстве в нашей цивилизации визуальной культуры и разносторонности последствий этого явления.
Вместе с тем Маршал Макл-Юен, в отличие от О. Тофлера, которого реалии научно-технического прогресса привели к вполне мальтузианским идеям о неизбежности селекции «человека будущего», твердо стоит на позиции, что жизнь, какие бы формы она ни принимала, принадлежит не избранным, но всему человечеству.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55 56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
|
|