на главную
Главная Новости Контакты
     
на главную основы стиля стиль от профи эксклюзив контакты
Циклевать паркет


МАКЛ ЮЕН Маршалл

(1911-1980) — канадский философ, специа­лист по средствам массовой инфор­мации, один из самых оригинальных «культовых» мыслителей XX века.

Маршал Макл-Юен учился в Манитобе, Кембридже, преподавал в университете Висконси­на, ряде католических школ, был совет­ником Ватикана по общественным коммуникациям. Основные работы: «Механическая невеста: фольклор ин­дустриального человека» (о влиянии рекламы на общество и культуру), 1951; «Галактика Гутенберга: форми­рование типографического человека» (как книгопечатание превратило человека «действующего» в «думающего»), 1962; «The Medium is the Massage» (интерпретация его же фразы, 1958, «массовая информация есть послание», т.е. не средство общения, а самосто­ятельное содержание, подчеркиваю­щей силу последствий развития СМИ для культуры), 1967; «Город как класс­ная комната», 1977; «Мировая дерев­ня», 1989, посмертно.

Яркие, парадоксальные, почти не­переводимые формулировки книг Маршала Макл-Юена с разных сторон анализируют динамику культуры человека и человечества за последние 500 лет, говорят о корен­ных изменениях его психики, жизненной ориентации, интеллектуальных особен­ностей коллективного образа жизни в связи с развитием науки и материаль­но-технического окружения. Основной их тезис — появление новых визуаль­ных технологий массовой информации кардинально меняет общественное сознание. Вот некоторые его высказы­вания:

... человечество охвачено смятени­ем: оно пытается найти цели в мире, который движется так быстро, что лю­бая цель остается в фокусе не доль­ше 10 секунд;

... книгопечатание сделало «пле­менного» человека индивидуальным, превратило социум в агломерацию индивидуумов; электроника (видеотех­нологии) снова создает «единое пле­мя» из человеческого семейства;

... схоластика (устный диспут) пре­кратилась с книгой, которая сделала личную память недостаточной; элект­роника сделала ее ненужной: грамот­ное и «визуальное» общество низвер­гается в интенсивно интегрированную электронную культурную среду, глубо­ко «устную» и «племенную»;

... кончилась монархия печатного слова, ее власть узурпировала олигар­хия массовой визуальной информации; истории больше нет — media сделали все одинаково существующим, движе­ние от цели к цели оказалось ненуж­ным;

... мы живем в «зеркале заднего вида», осознавая только то, что уже «проехали», не успевая подумать, что ждет впереди;

... принимая нынешние технологии, мы служим вещам, делая из них ма­ленькие божества, большинство смот­рит рекламу, чтобы удостовериться, что не ошиблись при покупке; реклама сегодня и есть новости, но всегда хо­рошие, тогда как реальная жизнь — новости плохие, лишь оттеняющие рек­ламу — «запрограммированную гар­монию ручной работы»;

... сегодня — только художник — личность, так как его «антенны» воспри­нимают все раньше, чем у других; ду­мают, что он опережает время, тогда как он единственный, кто живет насто­ящим;

... только художник способен сде­лать шаг в сторону от любой техно­логии; награждать художника призна­нием значит игнорировать его прогноз, предотвращать его своевременное использование.

Высказывания Маршала Макл-Юена в целом доволь­но печальны и почти буквально отве­чают многим положениям современ­ной теории дизайна. Особенно важны для дизайнеров его суждения о гос­подстве в нашей цивилизации визу­альной культуры и разносторонности последствий этого явления.

Вместе с тем Маршал Макл-Юен, в отличие от О. Тофлера, которого реалии научно-технического прогресса привели к вполне мальтузианским идеям о неиз­бежности селекции «человека будуще­го», твердо стоит на позиции, что жизнь, какие бы формы она ни принимала, принадлежит не избранным, но всему человечеству.


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106














© 2007-2008 All rights reserved